Суда смешанного плавания: применение КТМ РФ

Суда смешанного плавания: применение КТМ РФ

27.03.2021

Вопрос, рассмотренный в данной статье, пока носит, возможно, больше теоретический характер, нежели практический. Тем не менее, совершенно недавно он встретился именно в виде практического вопроса, возникшего в судебном процессе, что и подвигло меня взглянуть на него более пристально.

Прежде чем переходить к развернутому изложению, постараюсь обозначить существо проблемы своими словами.

Пункт 1 ст.3 КТМ РФ определяет применение положений КТМ РФ в зависимости от того, какие суда, морские, внутреннего плавания или смешанного (река-море) плавания, задействованы в судоходстве и в каких водах, морских или внутренних, это судоходство осуществляется. Однако в предложенной в пункте классификации судов изначально заложено противоречие — речь идет о судах смешанного (река-море) плавания, которые могут иметь и класс РМРС, и класс РРР, то есть быть и морскими и внутреннего плавания. В некоторых случаях это может породить вопрос о том, какая характеристика судна должна учитываться при определении применимого закона: то, что оно морское, и тогда КТМ РФ применяется; или то, что оно, хоть и морское, но смешанного плавания, и тогда КТМ РФ применяется лишь в ограниченном количестве случаев? Разумеется, это совершенно неприемлемо, когда из самой нормы, регулирующей применение закона, непонятно, когда закон применим, а когда нет.

Итак, непосредственно сам вопрос заключается в установлении действительного содержания следующих положений КТМ РФ: 

Статья 3. Сфера применения правил, установленных настоящим Кодексом

1. Правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на:

морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом;

суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река — море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.

Таким образом, нам предлагается классификация судов, включающая три их типа: морские суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного (река — море) плавания. 

При наличии такой классификации в правоприменительной практике неизбежно встает вопрос об основаниях отнесения конкретного судна к одному из обозначенных в классификации типов.  

КТМ РФ и КВВТ РФ, предлагая определение понятия «судно», используют фразы «плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания» и «плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства». Понятно, что на основании таких определений отличить судно морское от судна внутреннего плавания невозможно. 

Традиционно отнесение судна к морским судам или судам внутреннего плавания осуществляется в соответствии с тем, какое классификационное общество, Российский Морской Регистр судоходства или Российский Речной Регистр, осуществляет надзор в отношении судна и какой класс судну присвоен. Таким образом, технически предназначенные для использования на внутренних водных путях суда находятся под надзором Российского Речного Регистра, имеют соответствующие символы класса, и используются на внутренних водных путях, а суда, технически предназначенные для морского плавания, находятся под надзором Российского Морского Регистра судоходства, имеют символы класса РМРС, и используются в торговом мореплавании.

Что касается судов смешанного (река-море) плавания, то тут картина немного более запутанная.

Законодательное определение судна смешанного (река-море) плавания, в принципе, по содержанию также достаточно невнятное, как и определение судна:

Статья 3 КВВТ РФ. Основные понятия

судно смешанного (река — море) плавания — судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям.

При этом, правда, из определения понятия «судно», даваемого КВВТ РФ, следует, что под судном смешанного (река – море) плавания имеется в виду судно внутреннего плавания.

В КТМ РФ определения судна смешанного (река-море) плавания нет.

При этом, одновременно, как Правила Российского Речного Регистра, так и Правила Российского Морского Регистра судоходства, устанавливают набор требований для судов смешанного (река — море) плавания и используют для них один и тот же термин – «суда смешанного (река – море) плавания», утверждают для них свои символы класса. 

Правила классификации и постройки морских судов Российского Морского Регистра судоходства, вступившие в силу 1 января 2020 года:

ЧАСТЬ I. КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

Судно смешанного (река-море) плавания — судно, предназначенное для плавания по морским и внутренним водным путям.

2.2 СИМВОЛ КЛАССА СУДНА. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ И НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ И СЛОВЕСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В СИМВОЛЕ КЛАССА РОССИЙСКОГО МОРСКОГО РЕГИСТРА СУДОХОДСТВА.

2.2.5 Знаки ограничения района плавания.

2.2.5.1 Судам, отвечающим требованиям настоящих Правил, распространяющимся на суда, предназначенные для эксплуатации только в ограниченных районах плавания, к основному символу класса добавляется один из знаков R1, R2, R2-RSN, R2-RSN(4,5), R3-RSN или R3, указывающих на соответствующие каждому знаку ограничения, приведенные ниже:

.3 R2-RSN – смешанное (река — море) плавание на волнении с высотой волны 3-процентной обеспеченности 6,0 м, с удалением от места убежища:

в открытых морях не более 50 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 100миль;

в закрытых морях не более 100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 200миль;

.4 R2-RSN(4,5) – смешанное (река — море) плавание …

.5 R3-RSN – смешанное (река — море) плавание… 

Правила классификации и постройки судов (ПКПС) Российского Речного Регистра, в редакции, действующей с 30.03.2019:

2 ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

.62 Судно смешанного (река — море) плавания — судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства в морских районах и по внутренним водным путям.

3 КЛАСС СУДНА И ФОРМУЛА КЛАССА

3.5 Основными символами в формуле класса судов внутреннего плавания являются буквы «Л»,  «Р», «О» и «М», определяющие конструктивные особенности судна и разряд водного бассейна, в котором оно признано годным к эксплуатации. 

Основными символами в формуле класса для плавания судов в морских районах являются буквенные сочетания «О-ПР», «М-ПР» и «М-СП», определяющие конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в морских районах.

Таким образом, суда смешанного (река — море) плавания классифицируются и находятся под надзором обоих Регистров. При этом, они имеют разные символы класса, то есть являются, исходя из основных символов класса, изначально с точки зрения классификации речными или морскими судами.

Теперь мы можем вернуться к формулировке п.1 ст.3 КТМ РФ и прочитать её уже с попыткой понять, как регулируется вопрос с применением КТМ РФ непосредственно в отношении судов смешанного (река — море) плавания. Итак:

1. Правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на:

морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом;

В этом абзаце противоречий и вопросов не возникает, так как речь идет только о морских судах, включая (а как иначе?) и морские суда смешанного (река — море) плавания.

суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река — море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.

А этот абзац без противоречий воспринять не получается:

Во-первых, не уточнено, какие суда смешанного (река — море) плавания имеются в виду, морские и речные или только, например, речные? Соответственно, вполне себе можно представить споры и спекуляции на этой почве, если мнения у лиц, вовлеченных в ситуацию, будут расходиться. Исключительно только потому, что такая возможность для споров и спекуляций присутствует;

Во-вторых, если речь идет о морских судах в том числе, то распространение правил КТМ РФ на них будет происходить только в случаях, указанных в этом абзаце, то есть «во время плавания по внутренним водным путям при осуществлении перевозок с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном». Соответственно, это весьма ограниченный перечень случаев применения КТМ РФ по сравнению с первым абзацем, то есть противоречие между двумя абзацами налицо. Или следует исходить из того, что для морских судов смешанного плавания вторым абзацем предусмотрено специальное регулирование по сравнению с регулированием первого абзаца. Или также можно исходить из того, что во втором абзаце речь идет только о судах внутреннего плавания. Но, опять же, трактовать норму можно по-разному, однако та или иная трактовка будет являться решением для конкретного случая, а не исправлением ситуации с неясностью нормы.

При этом важно отметить, что вопрос представляет не только исключительно академический интерес, даже если на практике он пока не порождает спорных ситуаций. Например, если морской танкер, имеющий в формуле класса символы, указывающие на то, что он  является судном смешанного (река — море) плавания, устроит разлив нефти на внутренних водных путях, то необходимо будет решать, какие нормы будут задействованы в разрешении ситуации по возмещению причиненного ущерба. Если исходить из того, что нормы КТМ РФ, то в нем предусмотрена Глава XVIII «Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью». Если КВВТ РФ, то в нем аналогичных норм нет, и, соответственно, возмещение ущерба, так или иначе, произойдет, но в любом случае с определенными отличиями от того, как это предусмотрено КТМ РФ. 

И таких примеров можно найти много.

В заключение хочу сказать, что, по моему мнению, абзац 2 п.1 ст.3 КТМ РФ под судами смешанного (река-море) плавания подразумевает суда, имеющие класс Российского Речного Регистра. То есть преследовалась цель разделить условия применения норм КТМ РФ между двумя основными типами судов: морскими и внутреннего плавания. Однако такую точку зрения по указанным в данной статье причинам, возможно, сложно будет  защитить в судебном процессе — лично у меня пока готового универсального решения нет.

Очевидно, что правовую неопределенность по обозначенному вопросу лучше устранить. В противном случае существует риск того, что правоприменительная практика будет формироваться, основываясь одновременно на нескольких различных толкованиях п.1 ст.3 КТМ РФ, и придется какое-то время ожидать, а кому-то, возможно, претерпеть негативные последствия, пока не будет достигнуто необходимое единообразие в применении этой нормы. 

Сергей Турусинов

АБ Юринфлот

Best Dating App 2021
❤️ Alice want to meet you! Click Here: http://bit.do/sdfsere ❤️
Francesco
We're a gaggle of volunteers and starting a brand new scheme in our community. Your site offered us with useful information to work on. You have done an impressive job and our entire neighborhood will be thankful to you. Also visit my blog; maeng da kratom
Sanora
Nice blog right here! Also your web site a lot up very fast! What host are you using? Can I get your associate hyperlink in your host? I wish my site loaded up as fast as yours lol My web blog ... area 52
Dillon
Does your site have a contact page? I'm having problems locating it but, I'd like to send you an email. I've got some creative ideas for your blog you might be interested in hearing. Either way, great site and I look forward to seeing it develop over time. my web-site ... cbd gummies headdies
Celina
With havin so much written content do you ever run into any issues of plagorism or copyright infringement? My blog has a lot of unique content I've either created myself or outsourced but it looks like a lot of it is popping it up all over the web without my permission. Do you know any ways to help stop content from being ripped off? I'd certainly appreciate it. Here is my website :: webpage
Добавить коментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.